Перепланировка и дизайн интерьера

Павел Флоренский

Опубликовано 2018-03-29, автор: Marina Abramova.
Рубрики: ВЕЛИКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ, Принципы дизайна. ВХУТЕМАС и Баухауз..

      Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, изобретатель, поэт, преподаватель, художник, дизайнер.

21 января 1882 - 8 декабря 1937                                       florenskii.jpg

 Этот гениальный богослов и художник прожил 55 лет. Часто его называют русским Леонардо. И это вполне справедливо. Ведь Флоренский написал ряд глубочайших религиозно-философских работ («Очерки философии культа», «Иконостас»). Был пастором и проповедником, имел приход и духовно окормлял свою паству.

Наряду с этим он занимается физикой и математикой, работает  в области техники и материаловедения.  Принимает  участие в создании ГОЭЛГО,   выпускает в свет большую монографию о диэлектриках.  Издаёт книгу «Мнимости в геометрии», в которой при помощи математических доказательств пытался подтвердить геоцентрическую картину мира

Другое направление его деятельности - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству. Его статьи и книги об искусстве дерзновенны, свежи, глубокомысленны («Обратная перспектива»).

Он так же является преподавателем двух крупнейших дизайнерских мировых школ – Баухауз и ВХУТЕМАС. Школ, которые  в своих недрах родили 4 принципа дизайна*:

·       Функционализм

·       Конструктивизм

·       Эстетика

·       Духовность

Понятно, что авторство принципа духовности принадлежит Павлу Флоренскому. Его волновала природа «Божьей искры», условия рождения таланта, взаимотношения творения и Творца и духовность в искусстве как таковая.

Но, как и многих гениев, его постигла печальная участь. В 1933 году его арестовывают. Впрочем, и в лагерях он продолжает работать. Пишет о духовности в искусстве. Занимается проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей. Патентует более десяти научных открытий.

 В 1937 году был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.

Величие его гения, думаю, ещё до конца нами не осознано и не раскрыто.

подробнее об этом смотри в статье “Принципы дизайна”   http://www.art-abramova.ru/?cat=21

 Ссылки на некоторые его труды смотрите на  СТРАНИЦЕ КНИГИ О ДИЗАЙНЕ: http://www.art-abramova.ru/knigi-o-dizajne

комментариев нет.

КОМПОЗИЦИЯ. Законы и вольности.

Опубликовано 2013-07-05, автор: Marina Abramova.
Рубрики: КОМПОЗИЦИЯ, ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА.

“Каждая форма есть мир”.

Каземир Малевич

Признаки композиции мы обнаруживаем в природных формах,  строении растений и животных организмов, в логике вселенной и человеческой речи, в архитектурных грандиозных ансамблях и в мелодии флейты. Поэтому слово “композиция” равно применимо к живописному полотну, к описанию мотылька, к возведению храма, к сочинению стихов, к выстраиванию методики урока,  к созданию симфонии, к построению ораторской речи.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

nhkeeannm00.jpg  w0r7wmu3wyu.jpg     a2be44abab.jpg    x_00a64cdc.jpg      dymexqup_sq.jpg       derevo.jpg     x_cd4edd7d.jpg      183844_3984921982871_627112818_n-1.jpg     vch.jpg     kazan.jpg

 Композиция - это целый мир форм и их соотношений. В дизайне интерьера многие ошибочно пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности. Собирают интерьер квартиры как лоскутное одеяло. Пытаются найти в журнале красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какие взять обои. Покупают удивительно красивый паркет, а потом обнаруживают, что кровать к нему абсолютно не подходит. И дивной красоты портьеры как будто теряют всю свою прелесть рядом с выбранными картинами…

Теряют массу времени, сил и средств, а в итоге не могут понять, почему нет гармонии и возникает ощущение дискомфорта. И даже профессиональные дизайнеры порой не имеют целостного подхода к интерьеру.

Всё как бы расползается в разные стороны. И интерьер, на который потрачены немалые деньги напоминает уже не дом, а комиссионку…

Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Именно Дизайн-проект, созданный профессионалом,  позволяет предугадать все мелочи и не мелочи, продумать тщательнейшим образом весь дизайн и рассмотреть его с фотографической точностью с помощью компьютерных программ, моделирующих реальность.

 aaa.jpg

Для этого нам нужно ознакомиться с понятием КОМПОЗИЦИИ.

 

Законы композиции давно разработаны и изучены, обкатаны и законспектированы. В них нет “по-видимому”, “возможно”, “я так вижу”,  ”допустим”, “наверное”,  Они научны, выверены и логичны. Они без труда позволяют приводить хаос в стройный порядок. Но законы композиции нельзя понять лишь теоретически. Единственный путь овладеть средствами композиции –соединить теорию и практику, пропустить законы через себя. Осмыслить их, “прощупать” и в буквальном смысле потрогать руками.

 

Слово «Композиция» (compositio) по-латыни означает “соединениесочинение, связь, сопоставление, компоновка или приведение в порядок“. Это гармоничное складывание отдельных частей в целостное произведение.

 

В римском праве композиция - это примирение борющихся сторон. В изобразительном искусстве композиция представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения.  Здесь гармонично распределяются предметы и фигуры в пространстве, устанавливаются соотношения объёмов, света и тени, соразмерность точек, линий и пятен. И всё это не хаотично и случайно. Всё подчинено законам и имеет глубокий смысл.

В композиции всегда  есть основная идея и эмоция! Вот это и есть ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ простого набора предметов от КОМПОЗИЦИИ.

В свою очередь слово “Гармония” (harmonia) по-гречески – “связь, стройность, соразмерность, слаженность“, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Многие путают гармонию с равновесием. А равновесие – это всего лишь “мёртвая” точка отсчёта… Само слово “равновесие” произошло как понятие уравновешенного состояния весов между левой и правой частями. Но, вернёмся к композиции.

 

Основы композиции

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией. Например, архитектурный ансамбль монастыря или балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; портрет, написанный маслом или композиция натурального числа в математике; музыкальное произведение или сплав, составленный из различных металлов; шахматная партия или духи, состоящие из множества ароматов; геральдические знаки, гербы или ювелирные украшения; роман-эпопея или дизайн-проект и многое другое.

Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.

9eo9opt-prw.jpg     dxgwb8cpb78.jpg    226302_101853766572883_3933484_n-1.jpg   t.jpg    blue-prints.jpg      sssssssss.jpg duxi.jpg flickr-downhilldom1984-oldtext.jpg      i1.jpg     k.jpg          Композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.Композиция необходима при создании форм предметного мира, бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

 

Всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно.

Через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Но прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы егоотличительные признаки.

 

Основные признаки хорошей, грамотно составленной композиции: 

1.  Наличие основной идеи;

2.  Центр композиции (доминанта);

3.  Иерархия элементов композиции, подчинение периферии центру;

4.  Оправданность наличия каждого элемента в композиции;

5.  Соразмерность, соподчинение отдельных частей;

6.  Динамика, движение;

7.  Целостность, единство.

 

Наличие основной идеи

 

phorma-nebo-nad-parizem.jpg

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, цели, идеи. В интерьере основной идеей может быть:

·    Стиль (Барокко, Ар Деко, Минимализм, Японский, Марокканский)

·    Тема (Морская, Космическая, Сказочная)

·    Цвет (Зелёная гостиная, Розовая спальня, Коричневый кабинет)

·    Материал (чаще яркий по своей фактуре - камень, мех, металл)

·    Форма (простая - круг, квадрат; или причудливая, экзотическая - бабочка, слон, этнический орнамент)

·    Не столь важно что вы выберете идеей, на чём остановитесь. Главное, чтобы эта идея вообще просто была.

 

Центр композиции

 

8019_458071107556699_1000864088_n.jpg

Выявление центра - подчеркивание той части, которая выражает главную идею.

Это не геометрический центр, а скорее визуальный, психологический, эмоциональный, активный. Он называется Доминанта. Это то главное, вокруг чего будет выстраиваться весь интерьер.

У такого центра всегда есть определённые доминантные признаки:

·    величина (большой угловой диван, огромный шкаф)

·    яркость (красное кресло, кипенно-белые портьеры)

·    форма (шкафчик в виде контрабаса, стул с необычайно высокой спинкой)

·    материал (стеклянный комод, кожаная банкетка)

Чем больше доминантных признаков в конкретной вещи, тем больше она годится в качестве доминанты. Например, угловой красный кожаный диван будет иметь три признака доминантности.

В размещении доминанты в интерьере тоже есть определённые законы. Доминанту должно быть хорошо видно с точки входа (от двери), расстояние до неё должно быть не менее, чем две длины самого предмета. Если в комнате две или три доминанты, то они не должны споить друг с другом. Разумно организовать две доминаты в помещении, где есть два входа (для каждой точки входа своя доминанта). В этом случае эти доминанты должны иметь хотя бы один общий признак (красное кожаное кресло и красная рама у картины; красное кожаное кресло и чёрные кожаные подушки на диване). Если доминанты абсолютно разные, то они должны находиться радом, образовывая единую группу (красное кожаное кресло рядом с белым мраморным камином). Несколько доминант разумно располагать лишь в большой по размеру комнате. Но, в любом случае, их не должно быть больше, чем три.

При формировании композиционного центра нужно учитывать  закономерности, обусловленные психологией восприятия (простоту и близость , сходство и противоборство, инерцию и замкнутость, узнаваемость и пользу…)

 

Иерархия элементов композиции

 

26.jpg

Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию.

Аксессуары в интерьере подчиняются Доминанте. Доминантные признаки должны быть “разбросаны” по комнате, центр должен найти отражение в периферии. Красное кожаное кресло “отражается” цветом в красных декоративных шарах на комоде, в красном коврике у дивана; “отражается” фактурой в кожаных обложках книг, в кожаной раме зеркала. Таких иерархичных отражений у Доминанты должно быть от 3-х до 9-ти.  

Составляя композицию дома мы должны предложить “зрителю” глазами следовать по комнатам в задуманном ВАМИ порядке, воспринимать информацию интерьерного пространства и формировать свои мысли и эмоции как ВАМ надо. Эти приёмы, например, в совершенстве отработаны в профессионально сделанной рекламе.

 

Оправданность наличия каждого элемента в композиции 

a29.jpg

В хорошей композиции важна любая часть. В ней нет ни одного лишнего элемента, который можно было бы безболезненно убрать. Так же нет и ни одного элемента, который бы можно было бы добавить, без изменения замысла, без нарушения целостности. Конечно, квартира - не музей. И мы не станем выгонять из гостиной в стиле Барокко ребёнка, который пришёл туда с игрушкой в индийском стиле. Но в гостиной не должно быть явно лишних вещей “из другой оперы”, равно как и не должно чувствоваться недостатка чего-либо. В правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого.

 

Соразмерность, соподчинение отдельных частей

 

hc54p856pks.jpg

Большие угловые диваны не живут в маленьких комнатах. Или… там живут только они, людям там места уже не будет. Но и крошечный письменный стол будет смотреться смешно и жалко в огромных апартаментах. В композиционном построении интерьера следует учесть соразмерность и соответствие мебели той комнате, в которой она находится.

Мебель и аксессуары так же должны находится в соподчинении и гармонии друг с другом.

Нужно подумать и о соответствии мебели определённому эталону. В случае интерьера этим эталоном будет человек, проживающий в данном доме. Для девушки баскетбольного роста необходим кухонный стол выше, чем предусмотрено стандартом. Иначе, при приготовлении пищи у неё постоянно будет болеть спина. Женщина маленького роста так же станет испытывать дискомфорт от стандартной высоты столешницы. У неё будут затекать руки в локтевых суставах. Для работы на кухне ей нужно опустить стол ниже.

 

Динамика, движение

 

330dfe7c4380cfeca0e64a788afea607-1.jpg

Интерьер не должен быть “мёртвым”, статичным, монументальным, определённым на века. Формы и линии, перетекание цвета, разность фактур и величин, вода и живые растения,  асимметричная расстановка мебели, свободное пространство, диагональные направления раскладки паркета или плитки  создадут нужную динамику. Однако, не отказывайтесь вовсе от стабильности, симметрии и уравновешенности.  Не нужно доводить признак динамики до абсурда, но гармония возникает лишь в живых формах.  Движение — основа жизни и искусства.

 

Целостность, единство

 

 537412_423999371006684_831790418_n-1.jpg

Единство и цельность — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Гармония целого — необходимое условие композиционного решения (построения), важный его признак. Особенно важно создать эту целостность в квартире, где использовано несколько стилей и множество красок, где обилие ярких фактур и мощный декоратор.

Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущий интерьер как набор форм, силуэтов, пятен, отдельных элементов, которые компонуют в объёме заданного пространства до достижения необходимого эффекта. Необходимо, чтобы дом был композиционно чем-то гармонично связан, объединён, выстроен на основе единого начала - особым декором, цветом, орнаментом, размерами, стилем, материалом и т.д. 

От целостного подхода зависят художественно-эстетические качества и функциональность интерьера. 

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.

 

Композиция — способ организации “материала” искусства. Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно создавать и организовывать гармоничное и функциональное пространство.  

 

Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

 

Я продолжу разговор о ней в следующих частях. Чтобы развить в себе чувство гармонии и интуитивное постижение композиции - читайте учебники по живописи и просто хорошие стихи,  ходите в картинные галереи и слушайте классическую музыку, посещайте музеи и смотрите хорошие фильмы…

 

Успехов вам в освоении этой сложной темы!  

комментарии (45).

Восприятие помещения

Опубликовано 2013-03-20, автор: Marina Abramova.
Рубрики: Восприятие помещения, ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА.

Восприятие помещения

 

      Помещение в одном из своих аспектов представляет собой замкнутое пространство, нам важно знать принципы восприятия пространства человеком.  

                                           оптические иллюзии 

Первое, что следует помнить, - это то, что восприятие пространства сугубо относительно и зависит от многих факторов, главным из которых являются физиологические особенности человека вообще и особенности мироощущения конкретного человека в частности. Вопрос о том, в каком пространстве человек чувствует себя наиболее уютно, некорректен, так как ответ на него зависит от того, какой конкретно человек имеется в виду:кельтский воин или римский патриций, средневековый горожанин или кочевник-монгол времен Чингиз хана, русский крестьянин или французский дворянин эпохи абсолютизма, житель Кении или Соединенных Штатов?

                                                                                         фотоиллюзия 

IВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗАВИСИТ  ОТ МНОГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.

Многовековой опыт проживания человека в замкнутом пространстве говорит о том, что оно обладает свойством психологического воздействия на человека и в сочетавши со своим интерьером в определенной степени формирует его как личность. Замкнутое пространство может «давить», приятно ОБВОЛАКИВАТЬ, ВОЗБУЖДАТЬ, УМИРОТВОРЯТЬ, ПРИВОДИТЬ В УНЫНИЕ, ВЫЗЫВАТЬ ЧУВСТВО НЕОБЪЯСНИМОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ и даже - СТРАХА.

                                                                  дельфины в ванной 

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА ЗАВИСИТ И ОТ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ НАПОЛНЕННОСТИ. Верующему человеку проще находиться в любом пространстве, нежеле не верующему. Религиозные, нравственные, моральные устои накладывают свой отпечаток.

Восприятие зависит от «культурного фона». Большое помещение способствует деятельному поведению человека, желанию двигаться и общаться с другими людьми, громко говорить, петь, танцевать, словом - совершать нечто. Малые пространства более пригодны для жилья в физиологическом смысле этого слова, т. е. для сна, отдыха, приема пищи.  Они спокойнее, уютнее, в них легче расслабиться, они более конкретны, более личностны и более «доверительны».

Восприятие зависит от национально-этнического фактора. Народы севера предпочитают не броские оттенки в интерьере (Скандинавский стиль), а восточные народы яркие, пёстрые, жизнерадостные цвета (Индийский и Арабский стили).

IIВОСПРИЯТИЕ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАВИСИТ ОТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ человека, а не только от особенностей его психики.

                                                                                                                           перспектива

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1. От специфики восприятия этих границ человеческим глазом. А глаз человека устроен так, что угол его поля зрения, в пределах которого человек может воспринимать предмет как единое целое, не превышает 45 градусов. Нам удобно воспринимать окружающие нас предметы, в том числе и границы закрытого помещения, одним взглядом, а это возможно только на определенном расстоянии от предмета, которое зависит от его размеров. Оптимальным для восприятия предметов считается расстояние, равное двойному наибольшему линейному размеру этого предмета.

2. Степень «прозрачности» или «тяжести» пространства, зависящая от материалов, из которых сделаны образующие его составляющие.

3. Цветовая тональность границ пространства влияет на восприятие размеров и объёма помещения.                                                          

                                                                                                      r-1-ton1.jpg

Например, тёмный цвет потолка и пола делает помещение шире и ниже.

                                                                                                       r-1-ton2.jpg

А тёмные стены «сближаются» и в сочетании со светлыми полом и потолком увеличивают помещение по высоте.

Размер помещения - важная составляющая. Пространство, кажущееся нам большим, вызывает чувства неуверенности и незащищенности, беспокойства и возбуждения, рассеивает наше внимание и провоцирует усталость; пространство, кажущееся нам тесным, «давит» на нас, вызывает чувства стесненности движений, несвободы, понижает тонус и желание двигаться.

4. Восприятие объёма замкнутого пространства зависит и от характера и степени освещенности стен, пола, потолка, мебели.  Поэтому инсоляции, как естественной, так и искусственной уделяется в современном дизайне большое значение. Родилось даже самостоятельное направление - Светодизайн.

                                                                                                                       свет и тень

5. Форма замкнутого пространства.  Более эргономична и естественна для человека плавная округлая форма (утроба матери, колыбель, жилища древних народов - юрты, иглу…) Наиболее спокойно и уверенно современный человек чувствует себя в квадратном и прямоугольном пространстве.

                                                                                                            глазами художника

6. Симметрия. «Ломаные» пространства динамичнее «круглых».  Множество стен и углов в помещении вызывает беспокойство, хотя выглядит оно от этого веселее. Симметричное расположение элементов ограждения пространства успокаивает, несимметричное (покатые потолки и стены) интригует. Симметрия даёт основательность. Асимметрия вносит  новизну.

 

7. Горизонталь и вертикаль. Простая линия способна «раздвинуть» пространство и «сузить» его.

                                                                                                             r-2.jpg

Одни и те же полосатые обои способны расширить помещение, если поклеены горизонтально и вытянуть его вверх, если поклеены вертикально.

 

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

                                                                                                                бассейн

Кроме зрительных ощущений, форма пространства влияет и на слуховые, причём, в отличие от первых, - в более безотносительной степени. С этим свойством связаны законы распространения и отражения звука.

Звукопроницаемость помещения – важная категория. Поэтому позаботимся о звукоизоляции помещения.

 

ТАКТИЛЬНЫЕ, ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

                                                                                                                магазин 

Комфортное и функциональное жилище немыслимо без определенных кондиций воздуха в нём - температуры, влажности и чистоты, запахов и тактильных ощущений, которые влияют не только на наше физиологическое состояние и, в конечном итоге, на наше здоровье, но и на физическое и гигиеническое состояние жилища. 

Оптимальная для человека температура воздуха в отдельных помещениях квартиры или дома может быть неодинакова с точки зрения самочувствия человека, экономической целесообразности и функционального назначения помещений. По рекомендациям ВОЗ жилой комнате температура должна быть в пределах 21-24 градусов тепла. Разница между температурой в отдельных помещениях не должна превышать 3 градусов. 

                                                                                                                       метро

Влажность. Наиболее оптимальной для человека является относительная влажность 40-60 %. Влажность воздуха в помещении тем выше, чем ближе к земле оно находится. Самые влажные помещения в доме - ванная комната, кухня и туалет - до 90%. На состояние влажности воздуха влияет не только деятельность человека, но и гигроскопичность строительных и отделочных материалов помещения.

Лишь вентилирование и кондиционирование воздуха может служить радикальным средством борьбы за оптимальный по влажности воздух в помещении.

О микроклимате жилища мы ещё будем говорить в теме отдельных помещений.

 

Итак, восприятие замкнутого пространства зависит от следующих факторов:

1.                        привычных представлений, связанных с нашими социальными, духовными, культурными, этническими, религиозными особенностями;

2.                        наших заболеваний, фобий, привычек, пристрастий, даже извращений;

3.                        размеров помещения;

4.                        материала составляющих его элементов (в жилом помещении это стены, пол и потолок);

5.                        тональности его цветового оформления: стены, полы и потолки темных тонов «сгущают» пространство, а светлых - «разряжают»;

6.                        степени его освещенности: чем ярче освещение, тем просторнее кажется помещение;

7.                        его формы: простая, «четырехстенная» форма в наибольшей степени соответствует стремлению человека придать пространству чёткие границы для удобного ориентирования в нём.

8.                        его звукопроницаемости, «слышимости»;

9.                        его оптимальных кондиций воздуха: температуры, влажносты, гигроскопичности строительных и отделочных материалов, запахов,  запылённости, чистоты…

10.            фактуры поверхностей его границ: шероховатые, неровные, рельефные, декорированные изображениями и отдельными выпуклыми элементами поверхности «сжимают» его, а гладкие, лишенные швов и элементов декора, «расширяют».

 

комментарии (253).

Строгие законы лёгкого зонирования

Опубликовано 2013-02-28, автор: Marina Abramova.
Рубрики: Строгие законы лёгкого зонирования, ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА.

ЗОНИРОВАНИЕ  - Целевое, функциональное, коммуникационное, эргономическое…

 

Чтобы сделать квартиру настоящим ДОМОМ нужно достаточно потрудиться. Стиль, функциональность, лёгкое дыхание, ощущение комфорта - всё это возникает и чувствуется лишь при соблюдении определённых законов зонирования. Законы эти строгие. Но, парадокс в том, что при их соблюдении возникает уютность и “домашность” жилого интерьера; масштабность и безопасность производственных помещений; игривость и  лёгкость общественных интерьеров для отдыха; торжественность и возвышенность мест для проведения праздников; стремительность и динамика спортивных учреждений; упорядоченность и ритмичность интерьера учебного и офисного.

 

От дизайнерских решений в зонировании интерьера порой зависит не просто общее настроение дома, но и психологическая обстановка в нём.

 

OБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВКИ КВАРТИРЫ ИЛИ ДОМА

Создание интерьера, который полностью отвечал бы всем функциональным и эстетическим требованиям, был бы оригинальным и гармоничным — главная задача дизайнера по интерьеру.

 

Важно правильно объединить все помещения квартиры или дома в один функциональный организм, так спланировать расстановку мебели и оборудования в каждом из них, чтобы обеспечить максимальный комфорт для жизни в доме. Несколько проще всего этого достичь, если мы имеем возможность определять размеры и планировку помещений. То есть начинаем работать с Клиентом ещё на стадии задумки дома, поиска и покупки квартиры или земли под строительство. К сожалению, в нашем менталитете это не принято. Покупают недвижимость у нас в лучшем случае с тёщей или риэлтором :-). А иногда и вовсе самостоятельно. Но, даже если жильё у заказчика уже существует, мы можем очень рационально и эстетично организовать его структуру. Чтобы грамотно использовать каждый кубический метр его пространства.

1.jpg

 

  Оригинальное решение объёма за счёт смелого дизайнерского хода - составляющие помещения (пол и потолок) поменяли местами.

 

Рассмотрим 4 основных принципа зонирования:

 

  1. ЦЕЛЕВОЕ ЗОНИРОВАНИЕ. Это разделение всей площади квартиры или дома на отдельные помещения (комнаты). То есть мы определяем количество комнат исходя из потребностей клиента, а не просто довольствуясь тем, что нам досталось.

Например, супружеская  пара с двумя детьми владеет двухкомнатной  квартирой. Но, им желательно бы иметь три комнаты. Смотрим, что можно для этого сделать. Может быть, разделить одну из комнат на две. Это проще сделать, если комната угловая и имеет два-три окна. Либо переоборудуем в комнату кладовку. Или выделяем под комнату часть коридора. Ищем оптимальное решение. Для другой семьи, возможно из четырёхкомнатной нужно сделать двухкомнатную, но очень просторную. Идём по пути объединения помещений. Эта задача не менее сложная, чем раздел комнат.

  tumblr_l2qtb6xvwq1qc36wno1_500.jpg

Большое единое пространство гостиной вместо маленьких комнат. 

Затем определяем цель (назначение) каждой комнаты. При планировке помещений нужно стремиться к обособлению друг от друга различных по назначению (целям) зон - индивидуального и общего пользования, рабочих и для отдыха, тихих и шумных. Также  нужно учесть увлечения хозяев и выделить зоны для спорта, игр, занятий музыкой, рукоделием и так далее.

 

  1. функциональное зонирование. В каждой комнате, назначение для которой уже ясно,  приступаем к определению функций, которые будут здесь выполняться. Делим каждое помещение на отдельные функциональные зоны.

Они бывают обязательные и вспомогательные. Например, в спальне обязательными будут две функции: сна и переодевания. Дополнительными: уход за младенцем,  занятие спортом, чтение, организация места для домашнего животного, нанесение макияжа…

 0ul-ujhfgl4.jpg

Сложное зонирование кухонной, столовой, гостиной зоны. А так же прихожей и кабинета на верхнем полуэтаже. 

Необходимо учитывать, что в одном помещении нужно сочетать самые различные, порой противоположные функции. например, в той же спальне: сон - функция пассивная, а секс - функция активная. Ну, надеюсь, что у вас она - активная :-) Здесь важно понимать, что существует множество способов функционального зонирования, о чём поговорим чуть позже.

Нужно обязательно учесть утренние, дневные, вечерние и ночные функции. Особенно сложно это сделать, если в семье есть и “жаворонки”, и “совы”, и “голуби” Возраст проживающих так же имеет значение в правильном зонировании.

 

  1. коммуникационное зонирование. Здесь думаем как максимально разделить наиболее интенсивные коммуникационные пути, сократить их по возможности.  Например, от места хранения продуктов до места приготовления пищи, от места приготовления пищи до места её приема, от места работы до места хранения необходимых для неё предметов и инструментов, от мест длительного отдыха до места отправления процедур личной гигиены и так далее.

604037_119097168249505_381390458_n.jpg

Очень удобные коммуникационные пути на кухне.

Необходимо подумать как исключить пересечение коммуникационных путей членов семьи. Особенно утром, когда каждая минута на счету. Наиболее болезненные коммуникационные узлы - санузел и кухня. Здесь нужны точные расчеты и порой, креативный подход. Это актуально как для маленьких помещений (теснота), так и для больших (длинные пути). Коммуникационное зонирование важно как для одинокого человека (чтобы он не чувствовал пустоты в своём жилье), так и для большого семейства (чтобы каждый чувствовал себя живущим в доме, а не в муравейнике или пчелином улье). Самая большая коммуникационная проблема, которую мне приходилось решать - это квартира из 6-ти комнат для супругов и их 14-ти детей.

 

  1. эргономическое зонирование.  Это учёт всех психо-физических факторов и создание максимально комфортных удобств  для каждого члена семьи и часто приходящих гостей. Удобство для работы и досуга. Индивидуальный подбор мебели. Разделение мест пребывания людей в комнате, занимающихся разными делами или разными формами досуга. В основе этого разделения помещения лежит естественное стремление людей к обособлению друг от друга при выполнении разных намерений. Поэтому даже условное разграничение мест для выполнения различных функций в пределах одного замкнутого пространства создаёт в нем благоприятную психофизическую обстановку. Необходимо учесть антропометрические и физиологические данные членов семьи, психологические и гигиенические показатели.

1332771811_0-7.jpg

  Эргономичное решение уголка для чтения. 

Планировка и зонирование квартиры или дома должна осуществляться с учётом индивидуальных потребностей отдельных членов семьи, групп семьи и всей семьи в целом. Нужно учитывать так же заболевания и различные привычки людей.

 

Наше жильё  должно быть ДОМОМ - местом, куда мы стремимся, куда с удовольствием торопимся после рабочего дня, где принимаем гостей и отдыхаем, где наслаждаемся общением с близкими людьми. Мы должны решить все эти задачи, объединив все помещения квартиры или дома в один функциональный организм.  Грамотное зонирование поможет нам в этом.

комментарии (325).

Принципы дизайна. ВХУТЕМАС и Баухауз.

Опубликовано 2013-02-03, автор: Marina Abramova.
Рубрики: Принципы дизайна. ВХУТЕМАС и Баухауз., ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА.

Принципы дизайна. ВХУТЕМАС и Баухауз.

Дизайн интерьера - профессиональное, творческое действие по созданию функционального и гармоничного пространства. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды.

Дизайн, как становление профессии, как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. Наиболее яркими из них являются:

Баухауз (Staatliches Bauhaus - дом строителя) - в Германии (1919-1933).

ВХУТЕМАС (Высшие Художественно Технические Мастерские) - в СССР (1920-1930)

 

В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства, а также готовились первые профессиональные дизайнеры.

Баухауз

Здание Баухауз в Дассау 1926 год  Здание Баухауз. Дассау.

Основан в Веймаре в 1919 году Вальтером Гропиусом. Он наметил пути для нового стиля в архитектуре - функционализма. В 1933 году с приходом к власти фашистов, школа была закрыта. Иоханнес Иттен, руководитель и основатель школы искусств, архитектуры и дизайна в Баухаузе считал главной задачей необходимость развить в будущих художниках, дизайнерах чувство формы и материала, научить образности и творческому мышлению. В огромный перечень упражнений, которые давались в школе дизайна Браунхауз, входят:

 

·        ритмические — на рисование обеими руками;

·        упражнения в рисовании тушью четырёх спичек, в процессе которого композиция создается сразу, без исправлений;

·        упражнение в изображении древесины, папоротников, различных текстур по памяти.

Опираясь на эстетику функционализма, теоретики и практики Баухауза выдвигают на первый план принцип единства формы и функции.

Совместно с институтом психологии здесь проводили исследования на предмет воздействия цвета на психологию. Результатом этих исследований, в частности, явились Цветные моющиеся обои. Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом. Дизайнером, так же как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости.

ВХУТЕМАС    

 Здание ВХУТЕМАС, Москва  Здание ВХУТЕМАСа. Москва.

Возникает в 1920 году путём объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Первый директор А.Родченко  - дизайнер, график, художник театра и кино.

 

 В разное время во Вхутемасе преподавали А. Архипов, В. Кандинский, К. Малевич, К.  Мельников, А. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин, В. А. Фаворский, П. А. Флоренский, Ф. О. Шехтель.

Созданное ими потрясает воображение. Их произведения продаются на аукционах Сотбис и Кристи за сотни тысяч долларов. ВХУТЕМАС изменил образ мира, совершил революцию в понимании пространства. Цель художников состояла в новой организации жизни, формировать новый мир по законам искусства, а не марксизма..

В центре внимания была личность творца, идея универсального человека, которому доступны все виды проектного творчества.

Василий Кандинский. Композиция VIII. 1923 год

Василий Кандинский. Композиция VIII. 1923 год 

В 1927 году преобразован во ВХУТЕИН. В 1930 закрыт. Позднее на его базе организуется художественный институт им. Сурикова.

 

На занятиях студенты занимались:

·        фотомонтажём;

·        шрифтовыми композициями;

·        коллажированием;

·        рекламной и плакатной графикой;

·        книжными конструкциями;

·        знакомились с культурой материала.

 

Новое строится из умения разбивать любую сложную форму на геометрические первоэлементы, в цветовых гаммах преобладают лаконичные, контрастные сочетания. Оптические эффекты, коллажи, сетчатые конструкции, калейдоскоп и т.д. — все эти приемы очень широко используются и по сей день. 

Кстати, за выпускника ВХУТЕМАС выдавал себя Остап Бендер в «12 стульях», когда пытался попасть на пароход «Скрябин» в Нижнем Новгороде.

Первая дизайнерская контора появилась и в США в начале 20-го века. В связи с тем, что главным мотивом развития американского дизайна является экономика, американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара.

Основные принципы дизайна:

1.     Функционализм: всё, что функционально, - обязано быть красиво. Функционализм как удобство и комфорт во всём, что окружает человека.

2.     Конструктивизм: цель - создание безупречной конструкции, которая существует не для созерцания, а для эксплуатации.

3.      Эстетика: всё вокруг должно быть гармонично организовано. Понятие эстетики может быть субъективно с точки зрения индивидуума и должно быть максимально объективно с точки зрения профессионала.

4.     Духовность: дизайн должен быть проникнут духовной идеей, что включает в себя все аспекты индивидуальности и уникальности человеческой личности.

 

комментарии (94).


Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера